В данном материале представлена информация о том, как отказаться от навязанной автосалоном платной услуги. На моем сайте уже разобрана масса примеров договоров, которые подсовывают на подпись ничего не подозревающим потребителям. В этой же статье я расскажу как отказаться от Дорожной / сервисной карты, представляющую собой USB-накопитель с непериодическим электронным изданием и отвечу на следующие вопросы:

  • Что такое смешанный договор
  • Кто продает дорожные карты с USB флеш-накопителем
  • Какие требования предъявляются законом к непериодическим электронным изданиям
  • Можно ли отказаться от непериодического электронного издания, если это товар
  • К кому обращаться
  • Судебная практика по аналогичным спорам

Автомобильный практикум от АВТО КВАРТАЛ

Расторжение договора на сервисное обслуживание с непериодическим изданием: с чего начать

Прежде чем приступать к расторжению договора с навязанной услугой возьмите в руки следующие документы:

  • Договор купли-продажи автомобиля с приложением
  • Кредитный договор

Не читая сам договор купли-продажи, просмотрите приложение к нему в поисках документа под названием «Дополнительное соглашение». Обратите внимание, что название документа не всегда может быть вверху страницы, зачастую оно бывает в середине текста или в самом низу.

Если дополнительное соглашение есть, то внимательно изучите его условия на предмет предоставления скидки на автомобиль. Так, автосалоны часто предоставляют покупателю на автомобиль скидку при условии заключения договоров с компаниями-партнерами автосалона. В случае досрочного расторжения договоров с партнерами автосалон праве потребовать возврата скидки.

Порой бывает, что предоставленная скидка не привязана к сервисной Карте, о которой здесь идет речь. В таком случае отказываться от договора можно без рисков.

Если же Карта привязана к скидке - оцените выгоды: сравните стоимость карты, учтите время, которое нужно будет потратить на возврат денег и размер скидки, которую, возможно, придется вернуть продавцу.

Дополнительное соглашение РОЛЬФ о предоставлении скидки на автомобиль

Если дополнительного соглашения нет, то переходим к кредитному договору.

В кредитном договоре нас будут интересовать 2 момента: условия о процентной ставке (подлежит ли она изменению в случае отказа от навязанной услуги) и цели кредита и назначения платежей (зачем, объясню позже).

Назначение платежа при оплате карты с непериодическим изданием

Если скидка на автомобиль не предоставлялась, а процентная ставка изменению не подлежит, можно приступать к расторжению договора. Подробнее о скидках автосалона и примерах дополнительных соглашений см. в материале «Автосалон требует вернуть скидку на автомобиль при досрочном погашении кредита или отказе от страховок: что делать».

Карта помощи на дорогах с непериодическим электронным изданием: разновидности

Итак, у вас на руках имеется подписанное Заявление (Оферта) о присоединении к договору публичной оферты по программе обслуживания.

Заявление может быть адресовано следующим компаниям (по сути – одно лицо, что видно из шаблона договора):

  • ООО «Союз Профи Эксперт» - характерно для договоров, заключенных в 2021 году
  • ООО «Профи Ассистанс» - для договоров, заключенных в 2022 году
  • ООО «АВТО КВАРТАЛ» - вторая половина 2022 года

Наименование Карт и программ обслуживания тоже могут быть самые разные, в том числе:

  • ARS Automobile road service «Status» (Respect, Origin, Avangard, Expert, Moto, Exclusive)
  • Terra Driver (Терра Драйвер)
  • I-car-on-road (off-road, I-car-base, I-car-digital, I-car-multi, I-car-techno, I-car-optima, I-car-universal, I-car-moto)
  • Вездеход
  • Снегоход (Snowmobile)
  • Combo (Tech. med)

Непериодические электронные издания могут быть из серий следующих «книг»:

  • Автомобильный практикум
  • Снегоход (Snowmobile)
  • Off-road, I-Car-on-Road
  • Right and law и др.

Договор на обслуживание: дорожная карта помощи и USB флеш-накопитель

С кем бы не был заключен договор, как бы не называлась Карта и программа обслуживания, правовая природа сделки одна и та же: с потребителем заключается смешанный договор, то есть соглашение, состоящие из двух различных договоров:

  1. Договор возмедного оказания услуг на абонентское обслуживание (техническая помощь на дороге, информационные, юридические, медицинские услуги и пр.),
  2. Договор купли-продажи непериодического электронного издания из серии определенных книг

Договор с ООО "Профи Ассистанс" на сервисное обслуживание и карту с непериодическим изданием

При этом условия договора размещены на сайте компании по адресу, указанному в заявлении. На эти условия оферты нужно всегда обращать внимание.

Стратегия недобросовестных компаний, реализующих такую Карту, сводится к следующему: потребителю, обратившемуся с заявлением о расторжении договора возвращаются деньги за абонентскую часть договора за неистекший период (5 % от всей суммы). При этом денежная сумма, уплаченная за непериодическое электронное издание, и составляющая 95 % от всей цены договора удерживается.

Обоснование простое – непериодические издания, согласно Постановлению Правительства РФ, обмену и возврату не подлежат.

Надо заметить, что даже судьи, рассматривающие такие споры, иногда выносят решения об отказе истцу в иске, ссылаясь на указанный нормативный документ.

С договором на обслуживание проблем не возникает: потребитель вправе отказаться от услуги в любое время. Именно поэтому стоимость абонентского обслуживания, которое по условиям договора может занимать несколько лет, тем не менее составляет лишь 5% цены договора.

Основная проблема – расторгнуть договор купли-продажи.

Поэтому при обращении с иском в суд крайне важно выбрать правильный способ защиты, то есть правильные основания иска. Именно об этом речь и пойдет ниже.

Требования к Непериодическим электронным изданиям и правила реализации: «Автомобильный практикум», «Снегоход», «Вездеход», ARS STATUS

Помимо заявления на заключение договора на обслуживание потребителю на руки выдается сама номерная Карта. Эта карта представляет собой USB флеш-накопитель, на котором размещено непериодическое электронное издание – «книга».

Сервисная карта ARS Status

Карта ARS Автомобильный практикум описание

Продавцы в автосалонах по-разному объясняют необходимость приобретения такой карты. Одному моему клиенту сказали, что она выдается в подарок и дает право на бесплатное сервисное обслуживание. В других случаях упаковку карты вскрывают, флеш-накопитель подсоединяют к компьютеру продавца для демонстрации содержимого. Все продавцы уверяют, что приобретение этой карты необходимо (иначе не одобрят кредит или иные причины), а от услуги можно потом отказаться.

Что такое непериодическое электронное издание и действительно ли от него нельзя отказаться

Коль скоро компания-исполнитель по договору именует себя издателем, а реализуемый ею товар – непериодическим электронным изданием, что нам следует руководствоваться нормативными документами, регулирующими данную сферу отношений. В нашем случае это:

  • ГОСТ Р 7.0.83-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»
  • ГОСТ Р 7.0.53-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование издательское оформление»
  • Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи»

Выводы, которые мы можем сделать, исследовав указанные нормативные акты, будут относится к:

  • Правилам продажи непериодических электронных изданий
  • Оформлению непериодических изданий

Требования к оформлению непериодических электронных изданий

Напишу основные выдержки из правовых актов, которые нам нужны:

Электронное издание – это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Каждому изданию присваивается ISBN - международный стандартный книжный номер, уникальный идентификационный номер издания из 13 цифр, который позволяет идентифицировать книжные издания в системах библиографического учета и при введении их в гражданский оборот. Один и тот же ISBN не может принадлежать различным изданиям.

Электронные издания, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях, должны содержать выходные сведения не только внутри файловой структуры но и в наружном полиграфическом оформлении. На поверхность электронного носителя должна быть нанесена этикетка; при размещении носителя в упаковочном контейнере (конверте, коробке) на последнем также должны быть приведены выходные сведения, идентифицирующие электронное издание.

В состав выходных сведений непериодических изданий входят:

  • сведения об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании электронного издания;
  • заглавие электронного издания;
  • надзаголовочные данные;
  • подзаголовочные данные;
  • выходные данные;
  • сведения о повторности выпуска электронного издания;
  • надвыпускные данные;
  • выпускные данные;
  • минимальные системные требования;
  • классификационные индексы;
  • номер государственной регистрации;
  • международные стандартные номера;
  • штриховые коды;
  • знак охраны авторского права;
  • библиографическое описание;
  • аннотация (п. 6.2.2 ГОСТ Р 7.0.83-2013).

Давайте разберем на конкретном примере (Карта «TERRA DRIVER») соответствие информации о непериодическом издании требованиям закона.

Карта терра драйвер описание

  • Надпись «TERRA DRIVER»
  • «Snowmobile» («Снегоход»)
  • Снегоход: инструкция по применению (автор Кушанов В.В.)
  • Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Профи Ассистанс»
  • Адрес: 191040, г.Санкт-Петербург, вн. тер .г. Муниципальный округ Лиговска-Ямская, Лиговский пр-кт, д. 56, литер Г , помещ. 12Н, ком. 11
  • Сайт: www.terra-driver.ru
  • Дата выхода издания: 28.05.2021 г.
  • Главный редактор: Васильев М.И.
  • Системные требования: операционная система Windows XP, 7, 8, 8.1, 10;
  • Место на жестком диске 512 Мб, память 8 Гб, процессор CPU x86/x64 Intel или AMD 1GHz, видеоадаптер с поддержкой цветовой палитры 16 бит и выше;
  • Дополнительное оборудование: устройство для чтения USB flash накопителя (USB модуль), мышь, клавиатура, монитор с разрешением 800х600.
  • Дополнительные программные средства: Acrobat Reader 4.0 и выше.
  • Объем издания: 73,5 КБ (75 328 байт)

Из анализа выходных сведений в рассматриваемом издании следует, что отсутствуют следующие сведения:

  1. классификационные индексы,
  2. международный стандартный книжный номер (ISBN),
  3. библиографическое описание,
  4. сведения о тираже.

Что нам дает этот анализ?

Если потребителю продан товар, несоответствующий обязательным требованиям, мы говорим о продаже товара ненадлежащего качества. А раз так, то положения п. 14 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, применению не подлежат.

Порядок продажи непериодических электронных изданий

Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи предъявляют следующие требования к реализации непериодических изданий:

  1. продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (п. 3)
  2. непериодические издания, имеющиеся в продаже, размещаются в месте продажи или вносятся в каталоги изданий, имеющихся в наличии. Допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания (п. 64).
  3. потребителю должна быть предоставлена возможность беспрепятственного ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и проверки качества оплаченных товаров. Для этой цели при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующее техническое оснащение.

А теперь давайте посмотрим, как требования предъявляет продавец Карты (условия ОФерты с сайта).

Карта ARS условия оферты продавца

По сути обязанность продавца по доведению до потребителя надлежащей информации о товаре возложена самим продавцом на потребителя.

Вспоминая обстоятельства приобретения Карты, вы наверняка вспомните, что

  • непериодические издания, имеющиеся в продаже в обозримом месте отсутствовали;
  • в помещения автосалона отсутствовали ценники на Карты,
  • с содержанием карты и Офертой вас никто не ознакомил.
  • Информация о стоимости непериодического электронного издания указана только в заявлении.

Если исходить из того, что непериодическое издание является товаром – книгой – то цена на такой товар должна быть единой, а потому в отличие от стоимости услуг (состав которых может отличаться), она должна быть быть указана в самой Оферте.

Однако при изучении документов моих клиентов, я вижу, что стоимость карты у каждого человека отличается.

Совокупность данных обстоятельств позволяет говорить о том, что надлежащая информация о товаре потребителю в момент заключения договора предоставлена не была.

Навязанная Карта помощи на дорогах и непериодическое электронное издание на флешке

Очевидно, что данная «услуга» с «товаром» потребителю навязаны.

Более того, у получающего на руки Карту помощи на дорогах потребителя создается иллюзия оказания ему именно сервисных услуг, обслуживания, а никак не приобретения товара.

  1. В первую очередь потребитель смотрит на описание карты, изложенное на обложке, и видит возможность получения услуг.

Карта терра драйвер описание

Внутри упаковки находится сама карта, которую мы уже исследовали.

  1. Далее посмотрите условия своего дополнительного соглашения с продавцом о предоставлении скидки, кредитного договора, заявления на перечисление денежных средств, и вы в этом убедитесь. Наименование услуги, которую вы приобретаете - «Сервисное обслуживание», назначение платежа – «оплата сервисной карты». То есть речь идет об услугах.

USB флеш накопитель с непериодическим изданием: назначение платежа

  1. Наконец на сайте компании указан перечень услуг, которыми обладатель Карты автопомощи может воспользоваться. Ни слова про непериодическое издание - вся информация о нем изложена в оферте.

сайт ARS STATUS сайт

Закон РФ «О защите прав потребителей» прямо запрещает обусловливать приобретение одних товаров, услуг обязательным приобретением других товаров, услуг.

Приобретая Карту на обслуживание, потребитель вынужден одновременно покупать и непериодическое издание, что прямо предусмотрено условиями Оферты.

Договор, на условия которого потребитель влиять не может, называется договором присоединения.

Если условия такого договора явно обременительны для слабой стороны (потребителя), содержат ограничения ответственности сильной стороны, то присоединившаяся к такому договору сторона вправе требовать его расторжения.

Отказ от непериодического издания «Автомобильный практикум», «Снегоход» и др.: что делать, к кому обращаться

Первая мысль, которая приходит к мои клиентам – это обращение в автосалон. Ведь это логично: именно сотрудники автосалона обманули, ввели в заблуждение, навязали карту, сказали, что без нее не одобрят кредит.

Однако обращение в автосалон не дает ничего, что тоже логично: договор заключен с другим лицом, о чем прямо заявляют в автосалоне.

Вторая мысль клиентов – обращение в банк. Ведь за счет кредитных средств была оплачена сервисная / дорожная карта. Однако и здесь банк отвечает, что свои обязательства перед заемщиком выполнил в полном объеме, предоставив кредит на оплату автомобиля, а также иных услуг, которые потребитель по своей собственной инициативе пожелал приобрести.

Так куда же обращаться и что делать?

Если вы твердо намерены вернуть все деньги, то вам стоит учитывать следующее.

Расторжение договора на сервисное обслуживание с Картой и непериодическим электронным изданием происходит в ДВА ЭТАПА.

1 этап: обращение с письменным заявлением к лицу, с кем был заключен договор (не автосалон, а лицо, указанное в качестве исполнителя в заявлении!!!), об отказе от исполнения договора и возврате денег. Заявление отправляется Почтой России с описью вложения. С Порядком подачи заявления можно ознакомиться здесь.

На этом этапе компания возвращает деньги за абонентское обслуживание.

2 этап: обращение с иском в суд. Для реализации этого этапа необходимо обратиться за помощью к юристу, причем к тому, у кого уже был опыт решения аналогичных споров.

Почему сразу не обратиться в суд?

Причин несколько:

  1. Получив от истца исковое заявление, ответчик, еще до принятия судом иска к производству или позднее, может осуществить частичный возврат средств. Это влечет необходимость подачи в суд истцом другого процессуального документа - ходатайства об уменьшении исковых требований, что в свою очередь означает:
  • дополнительные расходы на услуги юриста по составлению ходатайства
  • увеличение сроков рассмотрения дела судом: при уточнении исковых требований сроки рассмотрения дела начинают течь заново
  1. Отказ возвращать деньги будет означать нарушение прав потребителя, а значит, истец вправе требовать:
  • компенсации морального вреда,
  • процентов за пользование чужими денежными средствами,
  • штрафа за отказ удовлетворять требование о возврате денег.

Отказ от дорожной, сервисной карты и непериодического электронного издания на USB флеш-накопителе ООО «Профи Ассистанс», ООО «АВТО КВАРТАЛ», «Союз Профи Эксперт»: судебная практика

Обращение с иском в суд – процесс серьезный. Важно не только правильно составить исковое заявление, но и сформировать необходимое приложение, правильно подать иск в суд. Со всем этим вам поможет справиться юрист.

Поверьте, 99% исхода дела зависит от грамотно составленного искового заявления. Потребитель даже может ходить в суд самостоятельно, главное, чтобы иск был составлен правильно.

Запомните, шанс на обращение в суд у вас - один. Если исковое заявление изначально будет написано неправильно, то даже обжалование не поможет!

Чего я не рекомендую делать:

  1. обращаться с иском в суд самостоятельно
  2. брать шаблон искового заявления из Интернета
  3. обращаться в юридические фирмы, интернет-сайты, на которых исковое заявление предлагают сделать бесплатно
  4. обращаться за помощью к юристам, которые не могут подтвердить свой опыт по рассматриваемой проблеме конкретными делами, решениями судов.

Кроме того, зачастую ответчик направляет в суд свои возражения - отзыв на исковое заявление, который нужно оспаривать, составляя письменные объяснения.

Профи ассистанс возражения на иск

Все это - обычная работа для юриста, нужно только всегда держать его в курсе всех событий.

Оказание услуг юристом и помощь в решении вопроса можно осуществляться дистанционно!

Судебная практика по данным спорам благоприятная, но это не означает, что не встречаются единичные судебные акты, которыми потребителям в иске отказывают.

Поэтому если суд первой инстанции подошёл к рассмотрению дела формально (порой вынести отказное решение судье проще), такое решение стоит обжаловать.

Если вы столкнулись с ситуацией описанной здесь, хотите вернуть деньги в полном объеме, учитывая необходимость прохождения всех этапов, обращайтесь!

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.91 [23 Голоса (ов)]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных.

© 2023 Ксения Русинова, защита прав потребителей Карта сайта
Whatsapp
Viber
Телефон
Email
Задать вопрос юристу
Телефон
Viber