Согласно последней редакции  п. "в" ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Когда можно обращаться в Роспотребнадзор?

Обращение с жалобой в Роспотребнадзор возможно в следующих случаях:

  1. если перед направлением жалобы в Роспотребназдор Вы предъявили продавцу ПРЕТЕНЗИЮ;
  2. когда продавец отказался удовлетворять претензию;
  3. если в жалобе указывается на нарушение требований санитарного законодательства  и законодательства о техническом регулировании.

Если же Вы приобрели товар, не соответствующий требованиям безопасности, мы можете обратиться в Роспотребнадзор без соблюдения претензионного порядка. При поступлении таких обращений Роспотребнадзором  организуются мероприятия по контролю.

Таким образом, последними изменениями в названный Закон был фактически введен обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с претензией продавцу, в то время как Законом "О защите рпав потребителей" претензионный порядок не предусмотрен.

Не совсем ясно, к примеру, с каким требованием должен обратиться потребитель к нарушителю прав. Роспотребнадзор разъясняет - за восстановлением прав. Однако нарушения прав потребителй могут быть разными, от недоведения информации на вывеске о режиме работы, до отказа в возврате денег за товар ненадлежащего качества.

Разберем 2 этих примера.

1. Статья 9 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает требование для продавца указывать свое наименование, место нахождения и режим работы на вывеске. Отсутствие такой информации является нарушением прав потребителя на информацию о продавце и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа. Если такая информация отсутствует право потребителя на информацио нарушается, но при этом применительно к приобретенному у этого продавца товару это не будет иметь никаких последствий. То есть в виду отсутствия информации о режиме работы потребитель не сможет отказаться, к примеру, от приобретенного товара. С каким же требованием обращаться потребителю к продавцу? О доведении информации о режиме работы на вывеске? Хорошо, укажем. Однако действующим законодательством не установлен срок для рассмотрения подобных требований о защите или восстановлении своего нарушенного права.

Поэтому остается неясным через какое время после того, как подобная претензия была вручена продавцу, следует обращаться с жалобой в Роспотребнадзор.

2. Если же мы предъявили требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества и продавец отказал в возврате денег, мы можем обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ведь все верно: нарушено право потребителя на качество товара, в удовлетворении его требования о возврате денег продавацом отказано. Но в таких случаях Роспотребнадзор выдает под копирку одни и те же ответы - "в связи с тем, что ваш спор носит имущественных характер, разъясняем ваше право на обращение в суд".

Остается лишь гадать, а стоит ли вообще обращаться с жалобой в Роспотребнадзор?

Однако в ряде случаев это имеет смысл.

Во-первых, я ВСЕГДА  рекомендую обращаться с продавцу с письменной претензией, несмотря на то, что Законом "О защите прав потребителей" претензионный порядок не предусмотрен. Это нужно для доказательства обстоятельства обращения к продавцу и для получения оснований для взыскания неустойки и штрафа.

Во-вторых, если продавец проигнорировал претензию, считается, что он отказал в восстановлении вашего нарушенного права, а это является основанием для обращения в Роспотребнадзор.

В-третьих, факты, выявленные при внеплановой проверке Роспотребнадзором, могут послужить дополнительными доказательствами в суде.

В-четвертых, запрос или проверка Роспотребнадзора явится дополнительным фактором, который может побудить продавца удовлетворить ваше требование.

Юрист по защите прав потребителей

Ксения Русинова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 [1 Голос]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных.

© 2024 Ксения Русинова, защита прав потребителей Карта сайта
Whatsapp
Viber
Телефон
Email
Задать вопрос юристу
Телефон
Viber