В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Соблюдать ли обязательный претензионный порядок;
  • Нужно ли платить госпошлину;
  • В какой суд подавать иск;
  • О шаблонах, образцах искового заявления;
  • Как написать исковое заявление;
  • Что входит в цену иска;
  • Что приложить к иску;
  • Как подать исковое заявление;

Итак, когда нужно обращаться в суд?

Исковое заявление о защите прав потребителя подается в суд если в добровольном, претензионном порядке ваши требования не удовлетворены (например, не возвращают деньги за некачественный товар).

Иск о защите прав потребителей: преимущества

Потребители по искам в защиту своих прав обладают рядом преимуществ:

  • Освобождение от уплаты госпошлины;
  • Альтернативная подсудность;
  • Отсутствие досудебного порядка урегулирования спора;
  • Право на взыскание в свою пользу штрафа;
  • Право на взыскание неустоек;
  • Право на компенсацию морального вреда;

Рассмотрим отдельно каждое из них.

Госпошлина по искам в защиту прав потребителей

По общему правилу потребители по искам в защиту своих прав освобождены от уплаты госпошлины. Однако если цена иска превышает один миллион рублей, госпошлина оплачивается. Итак,

  • Если размер исковых требований (цена иска) не превышает 1 000 000 рублей государственная пошлина не оплачивается (ч. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
  • Если цена иска превышает 1 000 000 рублей госпошлина уплачивается по следующим правилам: 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Пример расчета госпошлины: цена иска составляет 1 250 500 рублей.
1 250 500 – 1 000 000 = 250 000.
250 500 / 100 х 5 = 1 1252,5.
13 200 + 1 1252,5 = 14 452,5 рублей – подлежащая оплате госпошлина.

В какой суд подавать иск о защите прав потребителей

Потребители по искам в защиту своих прав обладают правом альтернативной подсудности.

Альтернативная подсудность означает подсудность по выбору истца (ч. 7 ст. 29, п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1).

Исковое заявление в защиту прав потребителя подается истцом в суд по своему выбору:

  • по месту своего жительства/пребывания;

Информация о месте жительства указывается в паспорте или справке о временной регистрации.

  • юридическому адресу ответчика (продавца, исполнителя и пр.);

Сведения о месте нахождения Ответчика берем из Выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой.

Также см. Как узнать адрес индивидуального предпринимателя

  • по месту заключения договора;

Данная информация должна быть указана в самом договоре.

  • в порядке, предусмотренном договором (договорная подсудность).

Что делать, если договором предусмотрена иная подсудность, например, по месту нахождения ответчика или по месту заключения договора?

Сохраняется ли в этом случае право  у истца-потребителя на выбор суда?

Условие договора о подсудности спора с потребителем является недействительным, так как не может противоречить правилам, установленным законом.

А законом установлено право альтернативной подсудности.

Таким образом, только Вам решать, куда подавать иск.

Мое личное мнение: Я всегда рекомендую подавать исковые заявления потребителям по месту своего жительства. Почему?

  • Так удобнее истцам, не нужно куда-то специально ехать.
  • Когда договором предусмотрена подсудность по месту нахождения ответчика это всегда настораживает и заставляет усомниться в беспристрастности будущего судебного процесса.

Также может быть ситуация, когда место регистрации (прописка) отличается от адреса фактического проживания. Например, место регистрации – г. Реутов Московской области. При этом фактически истец проживает в Москве, там же находится и ответчик. Такой иск для удобства можно подать по месту нахождения Ответчика.

Отсутствие досудебного порядка урегулирования спора

В большинстве случаев обязательный досудебный порядок урегулирования споров Законом не предусмотрен (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18). Вместе с тем, в определенных ситуациях предварительное направление претензии другой стороне необходимо (см. Досудебный порядок и защита прав потребителей).

Несмотря на то, что предварительное вручение претензии не обязательно, я рекомендую в споре с другой стороной общаться письменно путем направления претензии или заявления (см. подробнее Как написать претензию, Как вручить претензию).

Для чего это нужно? Отсутствие письменной претензии и доказательств ее направления другой стороне (квитанция, уведомление, опись) лишает вас дополнительных материальных выплат в случае удовлетворения судом иска:

  • Неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования.

Законом установлены сроки для удовлетворения продавцом, иным лицом вашей претензии. Например, 10 дней если заявлено требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Если деньги в указанный срок не возвращены, с 11 дня начисляется неустойка.

  • Штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя.

Право на взыскание в свою пользу штрафа

Если требования потребителя в добровольном порядке не удовлетворены суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).

При этом суд обязан взыскать штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17).

Право на компенсацию морального вреда

Суд взыскивает компенсацию морального вреда «автоматически», если установит факт нарушения прав потребителя. Это означает, что доказывать факт и размер компенсации потребителю-истцу не нужно (ст.ст. 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17).

Отдельно об этом см. статью «Нужно ли потребителю доказывать моральный вред».

Итак, мы определились с тем, в какой суд подавать исковое заявление и нужно ли платить госпошлину. Осталось написать само исковое заявление.

Иск о защите прав потребителей. ОБРАЗЕЦ

ОБРАЗЦОВ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

- Почему не существует образцов исковых заявлений?

- Исковое заявление – это процессуальный документ, к которому предъявляются жесткие требования, установленные процессуальным законодательством. Исковое заявление - это не претензия, где допустимо сделать ошибку, ведь ее можно исправить направлением дополнительной претензии или в исковом заявлении. Ошибка же в исковом заявлении, если оно не будет соответствовать хотя бы одному пункту, приведет к тому, что исковое заявление либо возвратят, либо оставят без движения.

- А в Интернете много всяких образцов.

- Современный человек избалован переизбытком информации в Интернете. Однако возможность найти необходимую информацию, актуальную (законы очень часто меняются!) – не более чем иллюзия, миф.

- А я вот тут нашел какой-то образец по схожей ситуации.

- Вот именно, какой-то. Не обладая специальными познаниями, вы не в состоянии определить, подходит этот образец к вашей ситуации или нет. Даже если на первый взгляд ситуация и кажется аналогичной, на деле может оказаться совсем не так. Допустим, вы нашли образец, переписали его и подали в суд. Допустим, суд даже принял ваш иск к производству. Но правильно ли вы выбрали способ защиты права?

- Что такое способ защиты права?

- Это сложный вопрос, который сложно объяснить не юристу. Это - норма права, на которую вы ссылаетесь, как на основание иска. Ошибка в способе защиты права может быть фатальной и правильно выбрать ее под силу только юристу. Приведу примеры.

Пример 1: заключен договор на изготовление мебели. При принятии выявились недостатки. Потребитель пишет претензию о возврате денег и получает отказ. Потребитель пишет иск, где просит суд расторгнуть договор и вернуть деньги. Очень распространенная ситуация. Суд отказывает в удовлетворении иска. А почему? Потому что способ защиты права выбран неверно. Перед предъявлением требования о возврате денег потребитель по закону должен предъявить другое, например, об устранении недостатков. Если они не устраняются, можно расторгать договор. Вот так, по формальным основаниям, мы получаем отказ.

Пример 2: я часто слышу от клиентов «Меня обманули!», «Это мошенники!», «Услугу мне навязали!». В своих исках такие потребители так же честно и наивно описывают обстоятельства дела, полагая, что суд сам разберется. Суд-то разберется, покачает головой и откажет. Потому что если «мошенники» и «обманули» - это к правоохранительным органам. А договор о приобретении «навязанной услуги» вы сами добровольно подписали. Поэтому здесь нужны другие основания. И разберется с ними только юрист!

- Почему? Я попытаюсь.

- Ответ прост. Не нужно пытаться делать самостоятельно то, чему люди учатся много лет и отшлифовывают свои знания опытом!

- Хорошо. Тогда дайте мне иск, который уже писали другому человеку по такому же спору, а я вставлю свои данные, используя его как шаблон.

- Вы говорите хирургу «Сделайте мне разрез, а аппендицит я сам удалю?». Это неразумно, верно? Вы обратились за помощью к юристу. Это не человек, который только и делает, что штампует бланки претензий и исков. Это профессия, которой учатся и шлифуют знания каждый день. Думаете юрист не ошибается? Ошибается! Но он хотя бы знает, как все правильно исправить.

- Как же мне написать исковое заявление и обратиться в суд?

- Обратитесь к юристу. Если категория спора несложная, вы можете сэкономить свои деньги и обратиться в суд самостоятельно и самостоятельно представлять там свои интересы. Но подготовку искового заявления доверьте юристу!

Как написать исковое заявление о защите прав потребителей

Обратимся к процессуальному законодательству и посмотрим, какие требования предъявляются к исковому заявлению (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):

  • Наименование суда;
  • Сведения об истце, ответчике;
  • Цена иска и расчет взыскиваемых сумм;
  • Основание и предмет иска;
  • Информация о соблюдении претензионного порядка;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов.

Далее я подробно расскажу о каждой необходимой составляющей иска.

Требования к иску

Исковое заявление должно содержать следующую информацию:

  • Наименование суда, куда подается заявление;
  • Сведения об истце:
  • ваши фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • дата и место рождения,
  • место жительства или место пребывания
  • СНИЛС или ИНН / серия и номер паспорта / серия и номер водительского удостоверения / серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства);
  • по желанию указывается контактный телефон и электронная почта.
  • Если заявление подается представителем, то аналогичные сведения указываются и о нем.
  • Сведения об ответчике:
  • для гражданина, в том числе ИП:
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • место жительства;
  • дата и место рождения, место работы (если они известны);
  • на выбор: СНИЛС / ИНН / ОГРНИП / серия и номер паспорта / серия и номер водительского удостоверения / серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) (если они известны).
  • для организации:
  • наименование и адрес;
  • ИНН и ОГРН (если они известны);
  • контактный телефон и email (по желанию).

ВАЖНО! С 20.06.2022 года к содержанию иска в части информации об ответчике применяются новые правила (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):

Если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, об этом нужно будет указать в исковом заявлении. В этом случае суд будет запрашивать нужную информацию в Пенсионном фонде РФ, налоговом органе или в ОВД.

Содержание иска

  • Основание и предмет иска

Включают в себя следующие сведения:

  • в чем заключается нарушение ваших прав,
  • обстоятельства, на которых вы основываете свои требования,
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования, предъявляемые к ответчику.

Говоря простым языком, «предмет иска» - что мы просим, а «основание иска» - почему.

Истец в ходе рассмотрения дела может изменить предмет или основание иска, но не то и другое вместе!

ПРИМЕР:

Заключен договор на реставрацию мебели. Работа выполнена некачественно. Потребитель предъявил иск, в котором требует обязать ответчика вернуть деньги (предмет), которые он неосновательно удерживает (основание). В процессе истец понимает, что суть спора – не неосновательное обогащение, а ненадлежащее качество работ. Истец заявляет ходатайство, в котором просит обязать ответчика устранить недостаток (изменение предмета) в связи с ненадлежащим качеством работ (изменение основания).

Цена иска

  • Цена иска, а также расчет взыскиваемой денежной суммы

Что входит в цену иска

В цену иска входит:

  • взыскиваемая денежная сумма, уплаченная за товар или услугу,
  • неустойка
  • процент за пользование чужими денежными средствами
  • убытки.

Все взыскиваемые суммы должны подтверждаться платёжными документами:

  • Кассовым чеком
  • Товарным чеком
  • Платежными поручениями
  • Выпиской со счета
  • Заключением эксперта (если проводили оценочную экспертизу, например, стоимости устранения недостатков).

В цену иска не входит

  • размер компенсации морального вреда,
  • судебные расходы,
  • штраф.
  • Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом

См. выше о досудебном порядке урегулировании спора

Приложение к исковому заявлению

Исковое заявление подается в суд с приложением указанных в нем документов.

  • квитанция об оплате госпошлины (если предусмотрена);
  • доверенность на представителя (если имеется представитель);
  • направленная ответчику претензия/заявление;
  • документы, подтверждающие обстоятельства дела (договор, приложения к нему, переписка между сторонами, платежные документы, акты и пр.);
  • квитанция, подтверждающая направление ответчику копий иска и приложенных к нему документов, включая расчет взыскиваемой суммы;

Как подать иск в суд

По новым правилам исковое заявление может быть подано в суд несколькими способами:

  • В канцелярию суда (в связи с эпидемиологическими ограничениями вход в суд временно ограничен);
  • В электронном виде чрез систему ГАС «Правосудие» (имеются жесткие требования к размеру, формату документов, качеству изображений);
  • Посредством Госуслуг (это нововведение, которое пока еще не совсем надежно);
  • Почтой России (самый лучший способ после подачи иска лично).

Отправляя исковое заявление по почте обязательно заполните ОПИСЬ ВЛОЖЕНИЯ. Это не обязательное требование, однако это обезопасит вас от произвола со стороны судей. Так, например, судья может «обездвижить» иск, указав, что не приложен какой-то документ, который на самом деле есть.

Пример заполнения описи вложения (когда много документов)

Пример заполнения описи вложения в письмо - исковое заявление

Как подать иск в суд по почте

Следуйте этим шагам для подачи иска в суд:

ШАГ 1: Распечатайте исковое заявление в 4 экземплярах (если в деле только один ответчик и нет третьих лиц):

  1. Для себя (это будет наш рабочий вариант);
  2. Для суда (его отправляем в суд вместе с приложением);
  3. Для ответчика (отправляем ответчику отдельно);
  4. Для суда (ответчику).

Зачем дополнительно прилагать в суд иск ответчику, если мы отправили его уже по почте?

Хороший вопрос. Это правовая коллизия. До процессуальной реформы суды сами направляли иски сторонам по делу. Теперь это задача истца. Но в законе осталась норма (ч. 3 ст. 114 ГПК РФ), согласно которой суд, извещая ответчика о дате судебного заседания, направляет в его адрес копию искового заявления. Вот из-за этого мы и прикладываем лишний экземпляр. Если не приложим, у суда будет формальное основание «обездвижить» иск.

ШАГ 2: Подпишите все экземпляры искового заявления, включая расчет взыскиваемых сумм.

ШАГ 3: Сформируйте пакет документов согласно приложению, указанному в иске.

ВАЖНО!

  • В суд подаются только копии документов.
  • Оригиналы при этом остаются на руках у истца и предоставляются суду только по его требованию и исключительно для ознакомления. Давать подшивать оригиналы в дело не стоит.
  • Ответчику помимо иска направляются только те документы, которые у него отсутствуют.

ШАГ 4: Разложите исковые заявления с приложениями по конвертам для суда, ответчика. Не запечатывайте конверты - в них положат опись!

Далее идем на почту.

ШАГ 5: Сначала передайте сотруднику Почты конверт с исковым заявлением ответчику. Оформив отправление сотрудник Почты возвращает экземпляр Описи с отметкой Почты и выдаст квитанцию.

Сфотографируйте или попросите сотрудника Почты России снять копии с описи и квитанции (возмездная услуга). Эти копии остаются у Вас на руках.

ШАГ 6: Вложите в конверт с исковым заявлением и приложением для суда опись вложения и квитанцию об отправке искового заявления с приложением ответчику. В итоге у Вас на руках остаётся оригинал описи вложения в письмо с исковым заявлением в суд и оригинал квитанции, а также копии или фото описи и квитанции о направлении ответчику.

Удачного рассмотрения спора!

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.67 [41 Голоса (ов)]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных.

© 2024 Ксения Русинова, защита прав потребителей Карта сайта
Whatsapp
Viber
Телефон
Email
Задать вопрос юристу
Телефон
Viber